Как говорил доктор Хаус: “Все врут, но я же не сказал, что все всегда врут.” Перефразирую и про свои идеи я скажу: “Чтобы учиться эффективно, надо учить так, но не всегда обязательно так.” Разные дороги ведут к успеху.

     Обучение должно быть самостоятельным. Всегда. Даже если вы занимаетесь на курсах или с репетитором, обучение должно быть самостоятельным. Учитель может объяснить, проверить, подбодрить, дать задание, ну, собственно, и все. Понять, отработать, применить может только учащийся. Даже самый лучший учитель не сможет научить, если учащийся саботирует процесс. Нужно самостоятельно нести ответственность за свои цели, мотивацию и прогресс. Нельзя списывать и жульничать в тестах. Это самообман, который, в итоге,  обратится против нерадивого ученика.

     Обучение должно быть самостоятельным. Что, опять? Здесь речь пойдет о том, что, как бы парадоксально это не звучало, одному учить эффективнее, чем в группе или с репетитором, не всегда, не для всех и не все разделы языка. Есть свои плюсы и минусы для каждого подхода, но индивидуальная практика самая гибкая. На начальном этапе понадобится только учебник, время и щепотка мотивации. На более высоких уровнях появляется много всяких тонкостей, которые, впрочем, тоже можно самостоятельно исследовать, но на уровне А1 задания довольно однозначны, направлены на такие вещи как склонение/спряжение. Их надо просто учить-учить-учить и, наконец, запомнить. Камнем преткновения обычно становится фонетика, но и здесь добрые люди создали разные сервисы нам в помощь.

     Интенсивность. На уровни А1-А2 надо тратить от одного до трех месяцев. Один месяц — это идеальный вариант, если у вас есть возможность отложить все второстепенные дела и первую половину дня корпеть над учебниками, а вторую — смотреть фильмы и слушать музыку на изучаемом языке. Погруженность в язык творит чудеса. Есть таблицы с количеством часов на прохождение уровней, можно сразу умножать на три. Если каким-то чудом, вы уложитесь в меньшее время, будете радоваться удаче и своим сверхспособностям.

     Deadlines. Грустная новость состоит в том, что в среднем девять из десяти дедлайнов вы провафлите. Тем не менее, ограниченные сроки, контрольные даты и предвкушение большого ботанства мотивируют.

     Community. В компании легче изучать языки. Появляется дух соревновательности, можно заряжаться друг от друга. И заваливать дедлайны (см. предыдущий пункт) вместе веселей. Хотя у интровертов бывает состояние: “Оставьте меня в покое, я делаю упражнения на коммуникацию.”

     Доскональность и внимание к деталям. Гранит науки надо дробить в мелкую крошку. Сначала вы учите спряжение глагола 1-го и 3-го лица, потом 2 неправильных глагола, потом спряжение во 2-м лице. Находим нестандартное спряжение в первом лице — делаю упражнение. И так на каждую мелочь: встречаем какое-нибудь исключение из правила — делаем упражнение или придумываем пример.

     Работа над ошибками. Бессмысленно делать задание без возможности проверить. К счастью, современные учебные комплексы включают ключи либо в конце рабочей тетради, либо в отдельной брошюре. И как бы не было скучно и нудно проверять только что заполненные строчки, это необходимо, даже если задание показалось элементарным. Другие виды работ тоже надо проверять: пересказ текста записать на видео, смотреть обращая внимание на всякие тонкости: управление глаголом, употребление артикля, порядок слов. И что вам даст сакраментальное знание о том, что в письменном упражнении 5 ошибок, а в пересказе 4? Собственно, работа над ошибками покажет вам слабые места.

     Мать ученья. Отличный подход — пройти от корки до корки один учебник, отдохнуть, пройти еще один учебник того же уровня. Если разнообразия ресурсов нет, нужно еще раз сделать самые сложные, самые упражнения. И, естественно, еще раз проработать все темы выявленные при работе над ошибками.

     Система Станиславского. Сейчас все выбирают индивидуализацию. Не учи слов, которые к тебе не относятся, не учи “доктор”, “инженер”, “писатель”, учи “малярша”, потому что это твоя профессия. В этом есть смысл, если вы собираетесь общаться уже завтра, но если идет изучение языка “на будущее”, без привязки к каким-либо событиям, не стоит создавать себе сложности. Можно не учить “ненужные” слова, но тогда придется пропустить упражнения, базирующиеся на этой лексике, а свои индивидуальные слова придется искать в словаре, взять неподходящий глагол и, запутаться в управлении. Попробуйте представить себя внутри предложенной истории, придумайте контекст для урока. Например, я домохозяйка, когда я дошла до темы про режим дня и ежедневные заботы, у меня есть выбор: либо выписывать слова стирка, уборка, посуда, либо использовать готовый текст про работающего человека и представить себя на его месте. Даже в обычном грамматическом упражнении можно выдумать контекс.

     Избегая сложности. Я предлагаю идти по пути наименьшего сопротивления и ничего не делать и идти по учебнику без привлечения дополнительных материалов, требующих напрягаться. На начальном этапе вместо книг читать учебные тексты, далее выбирать книги на уровень ниже. Изучать новую грамматику с уже изученной лексикой, да и вообще поменьше слов учить. Сложные темы разбивать на много-много маленьких. А вот всякие развлекалочки приветствуются: мемрайз, сериалы с субтитрами, музыка и песни.

Share This